В рубрике “МУЗЫ не молчали” вспоминаем фронтовые истории деятелей культуры на Великой Отечественной войне.
Николай Николаевич Уллас (1914 – 2009) — советский, российский архитектор, педагог. Народный архитектор СССР (1974). Лауреат Ленинской премии (1959).
Николай Уллас родился 14 января 1914 года в Смоленске.
После школы год работал электромонтером, в 1930 году поступил в Смоленский строительный техникум. В 1932 году, после 2-го курса по направлению поступил на 2-й курс Высшего архитектурно-строительного института (с 1933 — Московский архитектурный институт). Учился у Ладовского Н.А., Колли Н.Я., Полякова Н.Х., одновременно работал в мастерской академика Фомина И.А. Дипломный проект 1936 года «Новый город на Московском море. Планировка головного узла канала Волга-Москва. Здание речного и железнодорожного вокзала».
В 1936—1937 годах работал в мастерской по проектированию канала «Волга-Москва» Военпроекта, курсант одногодичник. В 1938—1941 годах — старший архитектор Сельхозстройпроекта.
В августе 1941 года мобилизован в Красную армию. В 1942 году — военный инженер 3-го ранга (капитан), с марта 1943 — в действующей армии. Участвовал в освобождении Северного Кавказа, Украины, Румынии, Югославии, Венгрии, Австрии. Командовал отдельным пограничным батальоном. Награждён двумя орденами Красной Звезды и медалями за освобождение Белграда, Будапешта, Вены. Четыре ранения, два тяжелых. Войну закончил в Вене в звании инженер-майор.
С декабря 1945 года — архитектор-автор мастерской генплана архитектурно-планировочного управления Москвы, в 1947—1956 — руководитель мастерской Юго-Запада НИИ Генплана Москвы, в 1956—1961 — главный архитектор НИИ Генплана, в 1961—1971 — заместитель начальника ГлавАПУ Москвы.
С середины 60-х годов архитектор серьезно занимался проблемами расселения. От Союза архитекторов СССР сделал доклады «Структура расселения» на 9 конгрессе Международного Союза архитекторов в Праге (1967) и «Демографический взрыв и проблемы градостроительства» на Всемирном совещании градостроителей в Мар-дель-Плата (Аргентина) (1969).
Большое влияние на становление архитектора оказал его учитель профессор Н. А. Ладовский, руководитель его первого курсового проекта 1933 года (наземный вестибюль станции метро «Охотный ряд») и дипломного проекта 1936 года (Новый город на Московском море. Яхрома). Их сотрудничество не прерывалось почти до смерти Н. А. Ладовского осенью 1941 года. В 1938—1941 годах Н. А. Ладовский был консультантом по архитектуре и планировке выполненных архитектором в Сельхозстройпроекте проектов планировки и застройки Мордовской и Чишминской государственных селекционных станций, предприятий Винкомбината «Абрау-Дерсо», неосуществленные в связи с началом войны. Его теория динамично развивающегося города, разрыва радиальной структуры («парабола Ладовского») повлияла на формирование градостроительных принципов архитектора. В Генеральном плане Москвы (1971) без труда обнаруживается та же идея разрыва радиально-кольцевой системы в юго-западном направлении, что получило окончательное оформление в Генплане 2009 года (утвержден в 2012), разработанном под руководством ученика Н. Улласа главного архитектора Москвы А. В. Кузьмина, и подтверждено решением о расширения территории Москвы на юго-запад.
В 1952—1971 годах — преподаватель Московского архитектурного института, с 1967 — профессор, в 1971—1982 — заведующий кафедры градостроительства. С 1982 — профессор кафедры градостроительства МАРХИ.
Член ВКП(б)-КПСС 1942-1991.